Это был последний перед отъездом день наших погружений. Неудивительно, что самый интересный и пожалуй самый ответственный дайв, организатор нашей поездки дайв-клуб Источник, припас для нас на последок. Подводное путешествие на wreck (затонувший корабль) стало достойным завершением серии наших десятидневных погружений.

Красное море, изобилующее рифами и отмелями, может предложить большой выбор затонувших объектов. Поэтому к выбору места погружения отнеслись весьма серьезно. В нескольких милях к северо-востоку от Рифа Shag, южной оконечности большого рифа Sha'ab Ali в Суэцком заливе, на песчаном морском дне лежит военное английское грузовое судно Thistlegorm, на глубине около 30 м. Прекрасно сохранивший, Tistlegorm, может по праву считаться одним из самых интересных погружений на затонувшие корабли.

Из-за большой отдаленности рэка от Шар-эль-шейха в отель за нами должны были заехать довольно рано в 4 часа утра и встретить рассвет мы собирались в море на корабле. Впрочем, египетские часы идут весьма странным образом и солнце встает в 5 утра, а закат уже около 6 вечера. Уже в половину пятого вся наша команда была на борту нашего кораблика "Aisha" и мы, озабоченно поглядывая на серую дымку, скатывающуюся с прибрежных гор (оказалось в этот день была настоящая песчанная буря и даже российское телевидение уделило ей внимание в новостях) благополучно отплыли к цели нашего путешествия.

Вся дорога должна была занять около 4-х часов. Кто разместился досматривать дайверские сны, благоразумно закутавшись в прихваченное полотенце, кто-то осматривал снаряжение, а кто-то вместе с нашими дайвгидами активно обсуждал перспективы встречи с акулами в Красном море. Море встретило нас довольно неприветливо. Серая волна, вместо ставшей уже привычной синевы, усилившая качка, прохладный ветерок настраивали на серьезный лад.

Обнаружить местоположение Тистлегорма довольно сложно, и на поверхности моря рэк не видно. Фактически он лежит в открытом море и до берегов в разные стороны от 6 до 12 километров. Однако наш снаряженный GPS бот, уверенно вышел на цель. Показавшиеся на горизонте нефтянные вышки и показания компаса красноречиво свидетельствовали о том, что мы на месте. Не смотря на ранний выход в море и хороший ход, прибыли мы на рэк далеко не первыми. Над Тистлегормом уже покачивалось около пяти дайвботов. Каки-то из кораблей были сафарийниками и явно тут ночевали, но кто-то пришел из Шарма еще раньше нас.

Для надежного закрепления судна над реком необходимо привязать к нему носовой и кормовой концы, которые заодно и служат лесенкой для спуска и подъема дайверов. Всем было рекомендовано хорошо запомнить цвета наших веревок, чтобы по ошибке не подняться на чужой корабль. По дайверским законам Вас конечно, же примут, обогреют и напоят чаем на любом корабле, однако почем зря гонять "зодиак", приятности мало, поэтому лучше подниматься на свой корабль.

Что интересно, правительство Египта периодически поднимает вопрос об уроне наносимом затонувшему памятнику войны постоянным дерганьем за веревки скачущими на волнах ботами и обещает запретить погружения на тистлегорм (лучше бы сделали рядом специальные причальные буи), к счастью для нашей братии, до настоящего времени это только разговоры. Пока один из гидов отправился привязывать швартовачные шумандуры к затонувшему кораблю, все дружно стали готовчиться к погружению.

Говоря о сложности погружения на брифинге гид говорил, в основном, о течении. В этом месте оно очень коварное. Иногда оно сильное, иногда его вообще нет и вода идеально спокойна (но это уже как повезет).

Учитывая что рэк перекрывает дорогу течению, "дуть" вдоль него может очень сильно. Полная смена направлений течения может произойти за половину часа и мы явно прочуствовали эту изменчивость на своей шкуре. При первом погружении течения практически не было и все, аккуратно держась за веревку, ушли на глубину. Однако при втором погружении течение стало довольно сильным и когда при подъеме вся группа отвисалась на остановке безопасности (на Красном море правило соблюдается безукоризненно) выглядело со стороны это очень забавно - болтающаяся на сильном ветру гроздь винограда. При погружении, а тем более при всплытии отпускать веревку нельзя ни в коем случае, мгновенно отнесет в открытое море. Хоть и дежурит на верху "зодиак", подбирает оторвавшихся дайверов, но всплывать в свободном режиме, понимая что тебя уносит далеко и надолго, приятного мало. Мало кто в такой обстановке хладнокровно вспомнит и честно выдержит скорость всплытия и остановку безопасности. Впрочем все были молодцом и держались за веревку - не оторвешь.

Первый дайв посвящен ознакомительному осмотру корабля. Оцениваем размеры и мосштаб корабля. Тистельгорм виден практически сразу. Темной громадиной, открывается величественный вид на некогда большой, прекрасный корабль. Наш кормовой конец привязан к разорванному валу винта в районе разлома 4-го трюма, места прямого попадания немецкой бомбы. Сразу видны гусеницы перевернутых легких танков.

Медленно обплываем корму, осматривая кормовую, примеряемся на обхват к смотрящей теперь вниз 10,3 дюймовой противовоздушной пушке. Лопасть винта корабля настолько велика, что стоя у основания невозможно дотянутся до его края. Не спеша двинули вдоль борта рэка. Стало чувствоваться небольшое течение и мы прижимаемся к борту.

Плыть вдоль борта не имеет смысла, это голая стальная стена, поросшая кораллами, поэтому поднимаемся выше и проходим по над капитанской рубкой мимо угольного тендера, похожего на торпеду, сплющенной давлением воды цистерной. Манометр показывает 100 бар, надо потихоньку возвращаться. Двигаемся по направлению к корме, разглядывая попутно обитающую на корабле живность, которая уже давно считает этот корабль своим домом и недовольно косится на пришельцев. Общее представление о корабле получено, следующее погружение будет посвящено осмотру трюмов корабля и груза который он вез. Собираемся у нашей веревки и начинаем медленный подъем на верх.

Всё, мы на поверхности, потрясенные уведенным все активно обмениваются впечатлениями и загадывают, как же будет внутри. Учитывая не менее часовой перерыв между погружениями, конечно же снимаем снаряжение, меняем балоны, гидрокостюмы сушиться к следующему погружению. За время нашего отсутсвия корабельный повар приготовил супер вкусный бисквитный пирог,который мы тут же расхватали. Было ясно, что аппетит уже нагуляли, однако обедать мы решили после второго дайва. Через час, мы собрались на второй брифинг, подробно выслушали порядок прохождения внутренних помещений Тистлегорна, правила следования, парами или последовательно, а также определились с местами опроса гидами остатков воздуха у группы.

Одевшись и разобрав фонари, мы поочередно попрыгали в воду. Здесь-то мы и познали всю переменчивость течений. "Дуло" под водой серьезно и приходилось сильно держаться за веревку. Собравшись в входа в третий трюм, зажгли фонари и стали входить внутрь корабля. Небольшая заминка перед входом, для большинства из группы это был первый рэк. Третий трюм пуст и мы проходим его не задерживаясь. Во втором трюме рядами стоят джипы, грузовики с мотоциклами в кузове, в беспорядке разбросаны сапоги, винтовки, ящики с аммуницией.

Конечно все сковано панцирем из коралов, что возможно и к лучшему, так как не позволит растащить Тистлегорм на сувениры. Что интересно, прекрасно сохранились резиновые сапоги, шины на автомобилях и мотоциклах. Выдыхаемый дайверами воздух скапливается под потолком внутренних помещений судна, создавая причудливое ртутное озеро над головой. Увы, такие воздушные подушки немало способствуют ржавлению и разрушению корабля.

Выплываем на уровень палубы из первого трюма и заходим в техничесчие помещения на носу корабля. Довольно узкие, мы быстро проплывам их к выходу у противоположного борта. Пора возвращаться. Делаем круг почета над кораблем. Прощай Тистлегорм. Мы обязательно вернемся.

А наверху наc уже ждал вкусный обед. Весь обратный путь мы провели делясь впечатлениями и унося в своих фотоаппаратах и в своей памяти частичку военного прошлого к которому мы прикоснулись. Прекрасно завершение десяти дней путешествия по дайв-сайтам Красного моря.

0
Голосов пока нет